Владимир Семенов (semenoff) wrote,
Владимир Семенов
semenoff

Category:
  • Mood:

85. На чьей стороне Три Мушкетера?

В детстве "Три мушкетера", французский фильм с чемпионом Франции по фехтованию, Жераром Баррэ в роли д'Артаньяна и Милен ДеМонжо в роли Миледи, был моим любимым фильмом. Я ходил на него 12 раз в кино, еще в школе. :-). И сегодня уверен, что та замечательная экранизация Мушкетеров 1961 года, - единственная, которую стоит смотреть.





И еще с детства начал замечать явные странности сюжета, идущие еще из великой книги Александра Дюма-старшего.

Например, как это выходит, что мушкетеры на словах "за короля", а на деле защищают королеву-испанку у которой роман с любовником английским премьером Бэкингемом?? Как-то странно выходит...нестыковочка.
Позже из истории я узнал, что Испания была в то время таким вероломным союзником Франции, на деле защищающим интересы Англии против Франции. То есть у великого писателя вроде бы любовный треугольник Людовик XIII - Королева Анна Австрийская - герцог Бэкингем на деле отражает политическую ситуацию в Европе. И тогда сюжет еще более непонятен, мушкетеры, они вообще ЗА КОГО? Выходит, на стороне врагов Франции... А Дюма?

А Дюма на стороне Франции и кардинала Ришелье. Ришелье ведет патриотичную политику все делает для выгоды Франции, логично для своей страны - Франции. Он запрещает дуэли, воюет с религиозными изменниками, следит за интриганкой-королевой, подсылая к ней шпионов. В ситуации, когда английский премьер Бэкингем поддерживает повстанцев Ла Рошели, Ришелье организует его убийство. Ну прям Макиавелли.

Вспомним время, когда написан роман. "Великая" французская революция уже произошла, Франция Людовика, Ришелье и мушкетеров уничтожена полностью, вместе с бОльшей частью аристократии. В общественном сознании современной для Дюма Франции побеждает и утверждается именно та линия, условно "английская", которую в роман олицетворяет королева и Бэкингем... Так что Дюма вынужден маскироваться, как умный человек и патриот Франции он на стороне Ришелье, но с учетом ситуации - выводит Бэкингема-королеву и мушкетеров в положительные герои считая, что "куратор" не заметит. Ну так, "фига в кармане".

При этом, Дюма, конечно умышленно, доводит сюжет Трех мушкетеров ДО АБСУРДА. Я полагаю, в книге была сделана попытка разобраться, как Франция дошла до такой жизни, как в 19м веке. Молодой дворянин, почти подросток, приезжает в Париж за военной карьерой. Он сразу попадает в гнездо предателей Франции, которые однако все чуть что кричат "за короля" и хватаются за шпаги. При дворе развивается главая любовно-политическая интрига, роман между королевой и Бекингемом, королеве помогает ее подруга, герцогиня ДеШеврез, и молодой дворянин сходу знакомится с ее любовником - Арамисом. Арамис - в теме ("Он приезжает").
Начальник королевских мушкетеров дэ Тревиль всячески манкирует разумный указ Ришелье о запрещении дуэлей.

Далее, события всем известны, королевские мушкетеры в истории с подвесками занимаются прямой государственной изменой ("изменой Родине" если по-советски), а король обо всей истории с подвесками не узнает ни слова от "верного Тревиля". Ему в итоге все осторожно рассказывает Ришелье.

То есть, с точки зрения самого Дюма, вычисляемой по логике романа, Ришелье - "хороший", король - нейтральный, королева, Бэкингем и мушкетеры - работают против Франции. Д'Артаньян - Жан Простак, несмотря на свое дворянство.

Из всех мушкетеров политическую интригу видит только Атос. Атос - скрытый сторонник Ришелье, после того как дАртаньян отказывается от лейтенанта гвардии кардинала, Атос говорит "может быть, ты сделал ошибку".
Атос "зачищает" миледи чтобы помочь Ришелье убрать опасного для кардинала организатора убийства Бэкингема, а вся прочая лирика: лилия на плече, убийство жены Бонасье для Атоса только удобная маскировка самосуда над миледи, убийства жестокого и "по беспределу". Ну типа, если бы это преступление четверки мушкетеров вскрылось, то тут сплошь "личные причины", "бытовуха".
Атос подыгрывает Ришелье и возвращает кардиналу последнюю серьезную улику, бумагу: "Податель сего документа действует по моему распоряжению и на благо Франции. Ришелье". За зачистку миледи и возврат бумаги, огранизованные Атосом, д'Артаньян, который так ничего и не понял, был выпущен из тюрьмы и принят в мушкетеры.

В трилогии о мушкетерах видны размышления автора, историческая философия. Дюма считает, что геополитическая линия на падение Франции была заметна уже при Людовике XIII, несмотря на "физический" рост могущества страны. В самом деле, в "Трех мушкетерах" полстраны весело интригует против своего правительства на стороне геополитических противников. В продолжение Трех мушкетеров, книге "ХХ лет спустя", эта тема развивается описанием Фронды.
Tags: Атос, Дюма, Три мушкетера
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments